0305000 Лабораторная диагностика
Специальность 030500 Лабораторная диагностика утверждена приказом
Форма освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0305000 Лабораторная диагностика - очная
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:
- на базе основного общего образования – 2 года 10 месяцев.
Квалификация выпускника – медицинский лабораторант.
Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве медицинского лабораторанта по лабораторной диагностике заболеваний в лабораториях медицинских учреждений, в лабораториях отраслевых научно-исследовательских институтов.
Основные виды деятельности выпускника:
1) Аналитическая
- проведение всех видов лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях, обезвреживание отработанного биологического материала;
- подготовка проб, химреактивов, посуды, инструментария и оборудования к проведению исследований, построение калибровочных графиков, организация рабочего места.
2) Операторская
- прием материала, его маркировка, регистрация (в т.ч. с использованием компьютера), ведение учетно-отчетной документации;
- взятие, хранение и транспортировка биологического материала.
Выпускник должен уметь:
- производить забор, транспортировку и хранение биоматериала для различных видов лабораторных исследований;
- осуществлять прием материала, маркировку, регистрацию (в том числе с использованием компьютера), обеззараживание отработанного материала;
- готовить, фиксировать и окрашивать препараты для исследования клеточных элементов при микроскопическом исследовании;
- подготавливать лабораторную посуду, инструментарий, оборудование, аппаратуру для проведения исследований, готовить необходимые реактивы;
- проводить стерилизацию посуды, инструментария и других материалов;
- организовывать рабочее место для проведения различных видов исследований (клинических, биохимических, гистологических, цитологических, иммунологических и других);
- рационально организовывать свой труд и труд младшего персонала в клинико-диагностической лаборатории (КДЛ);
- вести учетно-отчетную документацию;
- строить калибровочные графики;
- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторных исследований;
- адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях и при неотложных состояниях;
- пользоваться компьютерной техникой в сфере профессиональной деятельности, работать с ЭВМ на уровне пользователя.
Выпускник должен знать:
- основы гуманитарных и социально-экономических наук, уметь использовать полученные знания и методы этих наук в профессиональной и иной деятельности, обладать культурой общения, правильно использовать профессиональную лексику, быть способным применять знание иностранного языка в своей профессиональной деятельности;
- основы законодательства Республики Казахстан об охране здоровья граждан;
- Конституцию Республики Казахстан, этические и правовые нормы отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде;
- организацию лабораторной службы в стране, ее задачи, структуру, перспективы развития;
- основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудников КДЛ, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований;
- основные требования к организации делопроизводства в КДЛ;
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей;
- Устав и правила учреждений, должностные инструкции КДЛ;
- основы техники безопасности при работе в КДЛ различного профиля, инструктивные материалы внутреннего распорядка лечебно-профилактических
- по соблюдению правил санитарно-противоэпидемиологического режима в КДЛ;
- основные методы лабораторной диагностики;
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторных исследований;
- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований;
- правила сбора, транспортировки и хранения биоматериала;
- основы здорового образа жизни;
- основы анатомии и физиологии;
- структуру и функции органов кроветворения, пищеварительной системы, мочевыделительной, половой и других систем;
- строение и функции клеток, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей, биожидкостей;
- основы обмена белков, липидов, углеводов; водно-электролитный обмен; кислотно-основное состояние, гормоны, ферменты, систему гемостаза, патофизиологические механизмы нарушений обмена веществ;
- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов в организме;
- основы функционирования здорового организма и факторы риска;
- влияние биологических факторов, физической нагрузки, пищи, алкоголя, лекарственных препаратов, медицинских процедур и т.д. на результаты исследования;
- лабораторные показатели функционирования организма в условиях нормы и возрастном аспекте;
- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состоянии здоровья пациента;
- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;
- организацию внутрилабораторного контроля качества лабораторных исследований;
- основы общей гигиены;
- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;
- основы медицины катастроф.
Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
- знать основы Конституции Республики Казахстан, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
- обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
- обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
- быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
- быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
- быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции;
- знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
- иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.