0305000 Лабораторная диагностика

Специальность 030500 Лабораторная диагностика утверждена приказом

Форма освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0305000 Лабораторная диагностика - очная

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

  • на базе основного общего образования – 2 года 10 месяцев.

Квалификация выпускника – медицинский лабораторант.

Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве медицинского лабораторанта по лабораторной диагностике заболеваний в лабораториях медицинских учреждений, в лабораториях отраслевых научно-исследовательских институтов.

 

 

Основные виды деятельности выпускника:

1) Аналитическая

  • проведение всех видов лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях, обезвреживание отработанного биологического материала;
  • подготовка проб, химреактивов, посуды, инструментария и оборудования к проведению исследований, построение калибровочных графиков, организация рабочего места.

2) Операторская

  • прием материала, его маркировка, регистрация (в т.ч. с использованием компьютера), ведение учетно-отчетной документации;
  • взятие, хранение и транспортировка биологического материала.

Выпускник должен уметь:

  • производить забор, транспортировку и хранение биоматериала для различных видов лабораторных исследований;
  • осуществлять прием материала, маркировку, регистрацию (в том числе с использованием компьютера), обеззараживание отработанного материала;
  • готовить, фиксировать и окрашивать препараты для исследования клеточных элементов при микроскопическом исследовании;
  • подготавливать лабораторную посуду, инструментарий, оборудование, аппаратуру для проведения исследований, готовить необходимые реактивы;
  • проводить стерилизацию посуды, инструментария и других материалов;
  • организовывать рабочее место для проведения различных видов исследований (клинических, биохимических, гистологических, цитологических, иммунологических и других);
  • рационально организовывать свой труд и труд младшего персонала в клинико-диагностической лаборатории (КДЛ);
  • вести учетно-отчетную документацию;
  • строить калибровочные графики;
  • дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторных исследований;
  • адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях и при неотложных состояниях;
  • пользоваться компьютерной техникой в сфере профессиональной деятельности, работать с ЭВМ на уровне пользователя.

Выпускник должен знать:

  • основы гуманитарных и социально-экономических наук, уметь использовать полученные знания и методы этих наук в профессиональной и иной деятельности, обладать культурой общения, правильно использовать профессиональную лексику, быть способным применять знание иностранного языка в своей профессиональной деятельности;
  • основы законодательства Республики Казахстан об охране здоровья граждан;
  • Конституцию Республики Казахстан, этические и правовые нормы отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде;
  • организацию лабораторной службы в стране, ее задачи, структуру, перспективы развития;
  • основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудников КДЛ, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований;
  • основные требования к организации делопроизводства в КДЛ;
  • основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей;
  • Устав и правила учреждений, должностные инструкции КДЛ;
  • основы техники безопасности при работе в КДЛ различного профиля, инструктивные материалы внутреннего распорядка лечебно-профилактических
  • по соблюдению правил санитарно-противоэпидемиологического режима в КДЛ;
  • основные методы лабораторной диагностики;
  • причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторных исследований;
  • правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований;
  • правила сбора, транспортировки и хранения биоматериала;
  • основы здорового образа жизни;
  • основы анатомии и физиологии;
  • структуру и функции органов кроветворения, пищеварительной системы, мочевыделительной, половой и других систем;
  • строение и функции клеток, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей, биожидкостей;
  • основы обмена белков, липидов, углеводов; водно-электролитный обмен; кислотно-основное состояние, гормоны, ферменты, систему гемостаза, патофизиологические механизмы нарушений обмена веществ;
  • общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов в организме;
  • основы функционирования здорового организма и факторы риска;
  • влияние биологических факторов, физической нагрузки, пищи, алкоголя, лекарственных препаратов, медицинских процедур и т.д. на результаты исследования;
  • лабораторные показатели функционирования организма в условиях нормы и возрастном аспекте;
  • клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состоянии здоровья пациента;
  • основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;
  • организацию внутрилабораторного контроля качества лабораторных исследований;
  • основы общей гигиены;
  • основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;
  • основы медицины катастроф.

Общие требования к образованности выпускника

Выпускник должен:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
  • знать основы Конституции Республики Казахстан, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
  • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции;
  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.